Шесть шагов решения конфликтов между детьми и родителями
(по Томасу Гордону)
Зачастую родители принимают за конфликты ситуации, когда они чем-то недовольны или когда ребенок отстаивает свое мнение, вступая с ними в спор. Не каждый спор или противоречие превращаются в конфликтную ситуацию, для нее характерны: эмоциональное напряжение сторон (или хотя бы одной стороны), выплеск негативных чувств, выраженное недовольство друг другом.
Эти шаги связаны с ключевыми моментами, о которых родители должны знать и применять, чтобы избежать излишних трудностей, хотя некоторые конфликтные ситуации могут разрешаться и без прохождения всех шести шагов. Существуют конфликты, которые исчерпываются при первом же предложенном решении.
Шаги
|
Цели
|
Действия родителя
|
Шаг 1
Распознание и определение конфликта
|
Вовлечь ребенка в процесс решения проблемы
|
Четко и немногословно сообщить ребенку, что имеется проблема, которая нуждается в решении. Дать понять, что сотрудничество ребенка необходимо
|
Шаг 2
Выработка возможных альтернативных решений
|
Собрать как можно больше вариантов решения
|
Узнать решения детей (свои можно добавить позже), не оценивая и не принижая предложенные решения. Настаивать на выдвижении как можно большего числа альтернатив
|
Шаг З
Оценка альтернативных решений
|
Активизировать ребенка на высказывания по поводу различных решений, сообщить свое мнение по каждому варианту
|
Предложить ребенку высказаться, какие из этих решений выглядят лучше, чем остальные. Сообщить свои чувства и интересы, сказать о наиболее оптимальном варианте и что не устраивает (или устраивает) ребенка в выборе
|
Шаг 4
Выбор наиболее приемлемого решения
|
Принять окончательное решение
|
Узнать, что думает ребенок о каждом оставшемся решении. Добиться того, чтобы каждый обязался выполнить свою часть договора. Если решение состоит из нескольких пунктов, желательно зафиксировать их на бумаге
|
Шаг 5
Выработка способов выполнения решения
|
Спланировать процесс претворения в жизнь принятого решения
|
Вынести на обсуждение вопросы типа: «Когда начнем?», «Кто будет следить за временем?», «Каковы будут критерии качества выполняемой работы?» и т. п.
|
Шаг 6
Контроль и оценка его результатов
|
Способствовать реализации решения.
|
Выявить обстоятельства, требующие пересмотра принятого решения Интересоваться у ребенка, по-прежнему ли он доволен принятым решением и его результатами. Сообщать о своих чувствах и мыслях (они могут изменятся) по поводу результатов решения. Пересмотр или корректировка решения, если это потребуется
|
|