Бывает, порой
Грущу иногда,
Но есть
человек,
Что поможет
всегда.
Он со мной
поговорит,
Все сомненья
разрешит.
По секрету вам
скажу:
Я с психологом
дружу.
Кто такой педагог-психолог?
Психолог
и психиатр - не одно и то же.
Психиатр -
это специалист, с медицинским образованием в области диагностики и лечения
психических расстройств (заболеваний). Методами лечения является
медикаментозная терапия. Психиатр работает с психически нездоровыми людьми,
имеющими серьёзные отклонения в психике.
Психолог -
специалист, получивший психологическое образование. Психолог не является
медиком, поэтому не выписывает лекарств. Психолог работает с психически
здоровыми людьми, которые хотят помощи в разрешении своих проблем, таких как
развод, потеря, трудности в общении, трудности в принятии решения и др.
Психотерапевт
– специалист, врач или психолог, который оказывает помощь чаще всего
нефармакологическими методами. Психотерапевт - специалист, получивший
специальное психологическое образование (не менее 3 лет обучения) по одному из
направлений психотерапии. Психотерапевты работают как с психически здоровыми
людьми, так и с людьми в "пограничных состояниях", то есть в
состояниях на грани здоровья и заболевания (неврозы, депрессии...)
Психотерапевт использует определённые психотехники, чтобы помочь клиенту решить
его проблему.
Психолог
не решает за людей их проблемы.
Задача
психолога - создать такие условия, при которых клиент сам способен разобраться
в своей проблеме. Он поможет вам переформулировать свой запрос так, чтобы вы
увидели причину - что затрагивает именно вас. Вы станете способны изменить свое
отношение к проблеме, изменившись сами.
Психолог
не видит людей насквозь.
Психолог
способен в некотором смысле прогнозировать возможные действия того или иного человека
в той или иной ситуации. Для этого требуются большие или меньшие
целенаправленные усилия: определение особенностей темперамента и характера человека.
Свои услуги
предлагает психолог, который принимает активное участие в адаптации детей,
наблюдает за развитием ребенка (как ребенок общается, занимается и т.д.), дает
очень ценные рекомендации родителям при необходимости, заводит индивидуальные
карты развития на каждого ребенка, проводит развивающие занятия как
индивидуальные, так и групповые.
Вся работа педагога-психолога в детском саду
направлена на создание условий, способствующих охране психологического здоровья
детей и эмоционального благополучия.
Думаете легко завоевать доверие
ребенка? Это результат огромной внутренней работы. Психолог – это, прежде всего
человек, который сориентирован на лучшие качества в каждом ребенке. Это значит,
что он понимает ребенка, понимает, что стоит за его поступками, понимает
неясные самому ребенку глубинные движения его эмоций и мыслей. Родителей часто
беспокоит в детях кажущаяся нелогичность, непоследовательность их поступков.
Особенно, непредсказуемы действия детей. Внезапный каприз, мгновенная ярость,
вспышки безудержной веселости – эти проявления кажутся абсолютно спонтанными.
Но это не совсем так, и каждое «необъяснимое» действие можно объяснить. Можно
найти его источник, его исходный пункт. Тем более, можно объяснить действия
повторяющиеся, систематические.
Сейчас на родителей обрушивается
большой поток информации: выходит множество журналов, создаются телепрограммы,
но, при этом, они направлены на некоего усредненного родителя и
среднестатистического ребенка, а мамам папам важно знать особенности развития и
воспитания именно их детей.
На основании этих данных, через совместную
деятельность, через взаимно обогащающее общение, через творческое преодоление
трудностей и только на основе доверия проводятся индивидуально-коррекционные и
групповые развивающие занятия с детьми, направленные на профилактику
интеллектуальных и эмоциональных отклонений в развитии.
В целом, на таких занятиях закладывается
основа дальнейшего обучения, необходимая как для успешного усвоения знаний, так
и для саморазвития в будущем.
Результаты работы психолога не всегда
проявляются быстро и бывают не такими наглядными, как при обучении детей счету,
чтению. Однако, не вдруг, а постепенно начинают проявляться положительные
результаты: исчезают нежелательные формы поведения, появляется способность
выполнять такие виды деятельности, которые раньше были им недоступны.
При поступлении в ДОУ почти все дети
переживают адаптационный стресс, и именно он, зачастую, является причиной
возникновения частых ОРЗ, носящих не соматический характер, а чисто
психологический. Это происходит из-за того, что ребенок попадает в новую социальную
ситуацию: расставание с родителями, непривычная обстановка, появление
незнакомых взрослых. Не надо бояться этого. Дети раннего возраста эмоциональны
и впечатлительны. Им свойственно заражаться сильными, как положительными, так и
отрицательными эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти
особенности и легли в основу построения цикла психологических занятий, которые
помогают успешно адаптироваться в дошкольном учреждении. А от родителей
потребуется только доверие и терпение. Вместе с Вами мы преодолеем все
проблемы.
Детский сад: за и против
Посещать ли
ребёнку детский сад? Главное преимущество детского сада - возможность ребёнка
пообщаться со сверстниками. В играх с детьми своего возраста закладываются
основы взаимодействия с людьми, развиваются умения действовать сообща, понимать
других людей, помогать и сочувствовать своим ближним.
Все эти
навыки, безусловно, пригодятся ребёнку в дальнейшем. Кроме того, они формируют
основные черты характера, жизненные ценности, интересы, отношение к себе и к
людям, иными словами, задают направленность личностному развитию ребёнка.
То, что
основы человеческой личности закладываются именно в первые 5-6 лет жизни,
признают большинство педагогов и психологов. Вспомним фразу Л.Н. Толстого:
"От пятилетнего ребёнка до меня только шаг. А от новорождённого до пятилетнего
- страшное расстояние. От зародыша до новорождённого - пучина".
Богатейшие
возможности воспитания ребёнка-дошкольника воплощаются в комплексной программе
работы детских садов - по развитию и по обучению ребёнка. Но даже с учётом всех
достоинств дошкольного учреждения, посещение ребёнком детского сада часто
вызывает много вопросов, а иногда - и проблем, как правило, психологического
характера.
Когда лучше
всего отдать ребёнка в садик? В чём причина его устойчивого нежелания посещать
детский сад? Почему ребёнок с момента поступления в детский сад стал часто
болеть? Как помочь ребёнку привыкнуть к новым условиям детского сада? - вот те
вопросы, которые наиболее часто родители и воспитатели задают и себе, и
психологам.
Отдавать
ли ребёнка в детский сад?
Прежде
всего, родителям важно помнить, что домашнее воспитание гораздо
предпочтительнее, чем воспитание ребёнка в детском саду: хорошо, когда первые
знания и наставления он получит от матери. Как бы ни был хорош детский сад, он
никогда не сможет заменить ребёнку семью.
Бывает так,
что родители отдают ребёнка в детский сад только для того, чтобы на время
освободиться от забот о нём. И тут важно знать: малыш непременно почувствует
это, поймёт, и тогда польза от его пребывания в садике будет сведена к
минимуму. Не следует также отправлять ребёнка в детский сад лишь за тем, чтобы
он научился там умываться, пользоваться туалетом, самостоятельно есть,
одеваться и раздеваться и т.п. Если он и должен чему-либо научиться в садике,
так это игре и общению со сверстниками. И ещё важный момент: не отдавайте
малыша в детский сад сразу после рождения второго ребёнка, иначе старший
воспримет это как предательство, изгнание. У него может возникнуть ревность к
новорождённому.
В
каком возрасте лучше отдавать ребёнка в детский сад?
До 2-3 лет
ребёнок не испытывает потребности в общении со сверстниками, зато в этот период
сильно проявляется привязанность к матери и близким людям. Поэтому если любого
нормального, а тем более, эмоционально чувствительного ребёнка отдать в ясли до
3-х лет, то он будет остро реагировать на разлуку с матерью, плакать и
тосковать.
По мнению
психологов, подробно исследовавших эту проблему (А.И. Захаров, А. Фромм),
отдавать ребёнка в детское учреждение следует тогда, когда ему исполнится 3
года, если это девочка, и 3,5 года, если это мальчик. К счастью, это
учитывается и российским законодательством, установившим матерям срок ухода за
ребёнком до 3-х лет.
Как
помочь ребёнку привыкнуть к новым условиям детского сада? К мысли о детском саде, необходимости
его посещать ребёнка надо подготовить заранее. Расскажите ему о детском саде,
сводите туда, чтобы он представлял, что это такое. Примерно за месяц, как он
начнёт туда ходить, предоставляйте ребёнку больше самостоятельности.
Не
превращайте это событие в проблему, не говорите о нём каждый день. Вводить
ребёнка в новую ситуацию надо постепенно. В первые дни побудьте с ним некоторое
время в детском саду, не уходите сразу. А расставаясь, обязательно скажите, что
вернётесь за ним. Как правило, многие дети через несколько дней привыкают к
новым условиям. Средний срок адаптации к детскому саду, по мнению специалистов,
составляет в ясельном возрасте 7-10 дней, в 3 года - 2-3 недели, в старшем
дошкольном возрасте - 1 месяц. Словом, чем старше ребёнок, тем дольше он привыкает
к новым условиям.
"Не
садиковые дети".Особенности
привыкания ребёнка к новой обстановке зависят от многих факторов: от типа
нервной системы и состояния здоровья, личностных черт, семейной атмосферы,
условий пребывания в детском саду. Наибольшие трудности в адаптации испытывают
дети с ослабленным здоровьем, быстро устающие от шума, с трудом засыпающие
днём, имеющие плохой аппетит.
Тяжело
привыкают к детскому саду единственные в семье и поздние дети, чрезмерно
опекаемые, дети, у которых сильно развита эмоциональная связь с матерью,
привыкшие к исключительному вниманию, не имеющие навыков самообслуживания, не
уверенные в себе, беззащитные, тревожные. В детском саду такие дети чувствуют
себя несчастными, находятся в состоянии нервного стресса. Это состояние ослабляет
защитные силы организма, и ребёнок начинает часто болеть. В старшем дошкольном
возрасте у плохо адаптированных детей могут даже появиться нервные симптомы в
виде грызения ногтей, тиков, заикания.
Влияет на
это и тип темперамента ребёнка. Замечено, что быстро и легко привыкают к новым
условиям сангвиники и холерики. А вот флегматикам и меланхоликам приходится
туго. Они медлительны и поэтому не успевают за темпом жизни детского сада: не
могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть, выполнить задание. Их
часто подгоняют, подстёгивают (причём не только в садике, но и дома тоже), не
давая возможности побыть самим собой.
Следует
отметить, что многие дети так и не могут привыкнуть к детскому саду. Тревожными
сигналами для родителей, говорящими об эмоциональном неблагополучии ребёнка, о
том, что он сильно страдает в условиях детского сада, тяжело переносит
расставание с матерью, служат устойчивое нежелание посещать детский сад, плач,
капризы по утрам, частые болезни, плохой аппетит, беспокойный сон.
Чтобы
сохранить физическое и психическое здоровье ребёнка, нужно вновь вернуть его в
условия домашнего воспитания, где рядом с доброй, любящей и понимающей матерью
маленький человек вновь обретёт спокойствие и уверенность, почувствует себя
защищённым и счастливым. Не стоит забывать, что нахождение ребёнка именно в
семье, с матерью является самым естественным и благоприятным условием его
развития.
|