Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «От зернышка к булочке»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по окружающему миру в подготовительной группе по теме: «От зернышка к булочке»
воспитатель Герасимова В.М.
ЦЕЛЬ:
1. Расширять круг нравственных понятий
2. Активизировать познавательную деятельность детей, внимание, память.
Задачи:
1. Формировать представление о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом .
2. Обогащать словарный запас детей за счет слов: зерна, колосья, урожай, каравай .
3. Совершенствовать умение вступать в диалог, поддерживать беседу, уважать мнение других детей .
4. Продолжать работу по развитию навыков художественно-творческого труда при работе с соленым тестом .
5. Воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к труду хлебороба.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: теремок, игрушка Петушок, зернышко, иллюстрации, фартуки, колпаки, соленое тесто, дощечки, салфетки, поднос, бубен, колоски, музыкальное сопровождение для игры-эмпатии, ширма) .
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Педагог обращает внимание детей на теремок:
- Что за чудо-теремок
Он ни низок, ни высок
А кто там живет?
Петушок!
Рано петушок вставал
И всех песней поднимал.
ПЕТУШОК:
Петушком зовусь я, Петей
Ну, а Петя должен петь.
-Ку-ка-реку! Ко-ко-ко
Слышно очень далеко.
ПЕДАГОГ:
Однажды Петушок подметал двор и нашел зернышко, да не простое… Хотел было склевать, да заговорило зернышко.
ЗЕРНЫШКО:
Ты, не клюй меня дружок,
Голосистый Петушок
В землю теплую уйду
К солнцу колосом взойду
И тогда таких, как я
Будет целая семья!
ПЕДАГОГ:
Задумался Петушок и правда волшебное зерно. Так он и сделал: посадил зернышко в землю и стал ждать, что же произойдет.
ПЕТУШОК:
Скоро появится чудо-дерево, на котором вырастут булки, плюшки и ватрушки.
ПЕДАГОГ:
Ошибаешься Петушок, все гораздо интереснее и сложнее. Даже ребята
Знают, как зернышко превращается в булочку, а чудо-деревьев на свете не бывает.
И мы сейчас тебе расскажем о волшебном превращении. В одном из музеев словно большая редкость, словно бесценное сокровище хранится не старинная картина, не золото, а ломтик необычного хлеба-отроду ему… 6 тысяч лет. Ученые нашли его на дне озера. Он когда-то очень давно попал в
густой ил и сохранился там до наших дней: окаменел и сохранился.
Это было давно, во времена каменного века. Когда на землю пришел сильный дождь и холод, человеку нечего было есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колосок. (Показываю, как выглядит колос, предлагаю детям попробовать зерно). Чтобы зерна было удобно есть их смачивали водой. Потом человек научился растирать зерна в муку. И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку. Горшок не выдержал жары и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру и увидел, что его еда превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костер в пещере научил печь хлеб.
ПЕДАГОГ:
Вот как давно едят люди хлеб. Хлеб всегда на Руси пользовался почетом и уважением, много рук прикоснулось к зерну, чтобы оно превратилось в каравай хлеба. Но не смогли бы зерна стать хлебом без земли-матушки, которая издавна кормит людей. Положишь в нее, как в волшебную кладовочку зернышки и тут начинается чудо.
Игра-эмпатия «Как растет колосок? »
ПЕДАГОГ:
Я превращаю Вас в маленькие зернышки, которые лежат в земле (приседают, обхватывая голову руками). Но вот пригрело солнышко, и зернышки стали прорастать (поднимают голову, раскрывают ладони). Это маленькие слабые ростки-колоски. Солнышко греет все сильнее, прошел теплый дождик и ростки стали подниматься все выше и выше (поднимаются руки вверх). Ветерок их раскачивает, солнышко пригревает, колоски улыбаются солнышку. Но вот наступила осень, ветер все сильнее качает колоски. Колоски нагнулись к земле и рассыпались зернышки (наклоняются вниз, руки опущены) .
ПЕДАГОГ:
Из зерен выросли колосья, а колосья не простые, а какие?
Ответы детей (золотые, ржаные, пшеничные).
Показ иллюстрации, «Как выращивают хлеб».
ПЕДАГОГ:
Ребята, посмотрите какой чудесный урожай колосков, и сейчас мы с ними поиграем.
ИГРА С КОЛОСЬЯМИ: (на колосках задания:образование родственных слов к слову «ХЛЕБ») .
1. Назови ласково хлеб. (Хлебушек, хлебушко) .
2. Крошки хлеба (какие) (Хлебные) .
3. Квас из хлеба (какой) (Хлебный) .
4. Прибор для резки хлеба (Хлеборезка) .
5. Посуда для хлеба (Хлебница) .
6. Кто выращивает хлеб? (Хлебороб) .
7. Кто печет хлеб? (Хлебопек) .
8. Где выпекают хлеб? (Хлебозавод) .
9. Изделия из теста (какие) (Хлебобулочные) .
10. Машина, которая привозит хлеб в магазин (Хлебовоз) .
ПЕДАГОГ:
Очень много людей трудились на полях. Из зерен вырастали колосья, а в каждом колоске много-много зерен. Колоски от солнышка берут тепло, созревают, становятся золотыми.
Показ иллюстрации «Как убирают пшеницу».
ПЕДАГОГ:
Колоски созрели, их убрали и повезли на мельницу. Обмололи в муку, а из муки выпекли разные хлебобулочные изделия:
А чтобы узнать какие хлебобулочные изделия вы знаете мы поиграем в игру «Доскажи словечко».
1. Зерно скорее созревай испечем мы (каравай) .
2. Для больших и малышей. Будет много (калачей) .
3. Для маленькой публики свяжем в вязку… (бублики) .
4. Всем без исключения – вкусное … (печенье) .
5. Наберем зерна мы вволю на пшеничном зрелом (поле) .
Показ иллюстрации «Как пекут хлеб».
ПЕДАГОГ:
Сегодня мы с Вами тоже попробуем испечь бублики, пироги, плюшки и сдобные ватрушки (одеваем фартуки, колпаки) .
Пальчиковая гимнастика «ХЛЕБ».
Муку в тесто замесили (показываем, как месим тесто) .
А из теста мы слепили (показываем, как лепим пироги) .
Пироги и плюшки (поочередно загибаем пальцы) .
Сдобные ватрушки
Булочки и калачи
Все мы испечем в печи (хлопаем в ладоши)
Очень вкусно (вытягиваем руки вперед) .
Педагог предлагает детям вылепить хлебобулочные изделия из соленого теста (демонстрация работ детей) .
ПЕДАГОГ:
Молодцы, ребята, хорошо потрудились, а теперь можно отдохнуть.
Игра «Веселый бубен».
Ты катись веселый бубен,
Быстро, быстро по рукам,
У кого веселый бубен
Тот пословицу о хлебе
Скажет нам.
Пословицы о хлебе.
1. Хлеб-всему голова.
2. Хлебушко-всему миру дедушка
3. Будет хлеб, будет и песня
4. Не будет хлеба, не будет и обеда
5. Без печки-холодно, без хлеба-голодно
6. Не трудится – хлеба не добиться
7. Хлеб-батюшка, вода-матушка
8. Хлеб да вода богатырская еда
9. Пот на спине – так и хлеб на столе
10. Чтобы хлебушком насладиться, надо долго потрудиться
11. Хлеб бросать – силу терять!
12. Хлеб-батюшка – кормилец!
ПЕДАГОГ:
Хлеб –наше богатство! Это главное сокровище жизни!
Невозможно представить себе нашу жизнь без хлеба.
Хлеб ежедневно присутствует на нашем столе. Это основной продукт питания русских людей. Хлеб дает здоровье и силу людям. Он очень полезен для здоровья, в нем много витаминов. С давних пор уважение к хлебу выражалось в таких словах, как: «ХЛЕБУШКО», «ХЛЕБЕЦ».
Отрезая ломоть, прижимали хлеб к груди. Оставшиеся крошечки никогда не выбрасывали.
ПЕДАГОГ:
Ребята, как нужно обращаться с хлебом?
Ответы детей (бережно, не выкидывать хлеб, брать столько,
сколько можешь съесть, не крошить хлеб за столом
ПРАВИЛА ОБРАЩЕНИЯ С ХЛЕБОМ
1. Бери хлеба столько, сколько съешь!
2. Не оставляй недоеденных кусков!
3. Учись готовить блюда из черствого хлеба!
4. Никогда не бросай хлеб, подними брошенный кусок, отдай птицам, но не оставляй на полу, на земле, чтобы не затоптали человеческий труд!
ПЕДАГОГ:
Хлеб выращивать очень трудно, долгий путь проходит
маленькое зернышко, чтобы попасть к нам на стол
пышным, румяным, свежим караваем, будем и мы беречь хлеб!
ПЕДАГОГ:
Теперь петушок, ты знаешь откуда берутся булки, плюшки и ватрушки, а теперь ребята хотят угостить тебя хлебобулочными изделиями, УГОЩАЙСЯ!
|