Консультация для родителей:
"Пальчиковые игры для малышей 2—3 лет".
Игра является основной деятельностью в детском возрасте. В ней ребенок познает мир, через неё он учится взаимодействовать, развивается, понимает, что его любят. Пальчиковые игры интуитивно использовались нашими предками для забав взрослых с подрастающим поколением. И только в 19 веке, благодаря наблюдениям немецкого педагога Фридриха Фрёбеля, они обрели статус самостоятельной развивающей методики, вошедшей в систему дошкольного обучения.
Оказалось, что детские пальчиковые игры имеются у различных народностей. К 20-му веку к ним было подведено научное обоснование, а к 21-му столетию простейшие упражнения были расширены и дополнены демонстрацией картинок, музыкальным сопровождением, телесными движениями, дабы максимально задействовать все анализаторные системы ребенка.
Игры и упражнения с пальцами: что они дают?
Стимуляция детских пальчиков и ладони ведет к совершенствованию мелкой моторики руки, что влияет на развитие речи малыша, его мышление и интеллект в целом. Рука имеет в головном мозгу большое представительство. Через миллионы нервных окончаний поступает к нему тактильная информация, обрабатывается и откладывается в виде приобретенного опыта, используемого в нужный момент.
Мамы, не ленитесь тренировать ручки ребенка! Это залог его физического и интеллектуального развития!
Помимо этого ребенку важен телесный контакт, который можно обеспечить, проделывая движения совместно своими и его руками, посадив его во время игры себе на колени. Именно в эти моменты пальчиковые игры в стихах позволяют заложить хороший фундамент для обучения малыша чему-то новому, полезному, интересному (выучить овощи-фрукты, счет, зверушек и многое другое).
Развитие мелкой моторики может иметь музыкальное сопровождение. Бубен и маракасы приведут детей в восторг!
Ученые выявили, что пальчиковые игры способствуют выработке детьми схемы своего собственного тела, предотвращают невротизацию, развивают фантазию, координацию движений, служат в целях релаксации и приготовления руки сначала к письму, а затем к труду.
Сопровождаемые музыкой или пением, пальчиковые игры развивают музыкальные способности, позволяют отвлечься от скуки, подпитывают эмоциональную сферу. В настоящее время они входят в систему коррекционных мероприятий для детей с нарушениями речи, ДЦП и другими расстройствами.
Классификация пальчиковых игр
Как таковой утвержденной классификации пальчиковых игр не существует. Условно их можно разделить таким образом:
По активности участников:
сидячие, выполняемые за столом или сидя на полу.
активные, в которых помимо пальцев задействованы верхние и нижние конечности, голова, туловище.
По сопровождению:
с музыкой;
без музыки.
По возрасту:
с рождения до года детям полезно ежедневно поглаживать, массировать и целовать пальчики, стимулировать центр маленькой ладошки;
количество раз каждый родитель определяет для себя сам, а вот время не должно быть меньше 2-х минут;
с года до 2-х лет важно дать малышам возможность перебирать пальчиками предметы разного размера (например, крупы, пуговицы), ткани различной фактуры и цвета, учить их манипулированию со шнурками, пальчиковому рисованию, играм;
с 2-х до 3-х лет ребенок уже может самостоятельно повторить движения руками, собрать несложную крупную мозаику;
с 3-х лет детская рука развивается посредством лепки и аппликации.
Прищепки — это отличная альтернатива мелким бусинкам. Их то ребенок точно не проглотит!
Разделение по возрасту не является жестко фиксированным. Каждый последующий возрастной этап включает в себя предыдущий, дополняет и усложняет его. Например, перед работой с пластилином ребенку можно сделать массаж руки и пальчиковую гимнастику.
По содержанию:
массаж;
игры с пальцами потешки («Сорока Белобока», «Коза Рогатая», «Семья» и др.);
игры со спичками (счетными палочками). «Звери-строители» — перед детьми кладутся спички — «бревна». Им рассказывают, что зверушки задумали построить теремок, но так, чтобы использовать при переноске бревен только 2 пальца: мизинец и большой (большой и средний, два средних пальца обеих рук и т.д.);
игры с бумагой или пластилином (оригами, лепка, аппликация);
пальчиковый театр;
пальчиковая гимнастика («Мы писали», «Паровоз» и пр.).
Для того чтобы пальчиковые игры выполняли свои развивающие функции необходимо соблюдать некоторые рекомендации:
Играйте чаще, с удовольствием, с личной вовлеченностью.
Стишки выучивайте наизусть.
Выполняйте все движения совместно, проговаривая слова и придерживаясь медленного темпа.
Заведите себе «памятку» — картотеку пальчиковых игр, возьмите оттуда 2-3 игры, хорошенько заучите их, затем добавляйте новые, более сложные.
Хвалите ваше чадо, даже если он еще неуклюжий, а вместо слов у него получаются только нечленораздельные звуки.
Никогда не заставляйте ребенка играть, если он этого не хочет в данный момент. Переключите его внимание, поддержите интерес.
Не расстраивайтесь, если вы не знаете или не помните ни одной потешки, которую можно было бы использовать для игры. Читайте малышу любые детские стихи, сочиняйте свои движения, напевайте мелодии, побуждайте его к повторению за вами и этот творческий процесс порадует вас обоих.
|